«МУХА ЦЕ» УЛЕТЕЛА В МОСКВУ
Вчера, 24 марта, коллектив образцового детского молодёжного музыкального театра «Синяя птица» под руководством Ф.Ф. Волосникова отправился в столицу — представлять наш город на российском фестивале самодеятельных театров. На московской сцене ребята ставят молодёжный спектакль — рок-оперу «Муха Це». Молодёжному театру «Синяя птица» в 2005 году будет 10 лет. За эти годы сделано немало: поставлено более 10 спектаклей, в том числе такие сложные, как «Снегурочка», «Барышня-крестьянка», «Муха Це». В Новосибирске едва ли найдётся такой детский театр, в котором занято столько профессионалов: балетмейстер, хормейстер, концертмейстеры, костюмеры. В театре сейчас занимается около 100 человек, ежегодно в студию приходят новые люди.
Рок-опера для маленьких взрослых и взрослых маленьких (музыка М. Брянцева, либретто В (Сини) Цына, идея Ф. Волосникова).
В «Мухе» очень много того, без чего не обходится юность и того, что в детском театре остаётся за кулисами: элементы уличной культуры, сленговая лексика, нескромные намёки и просто безбашенный юмор.
Меня особенно потрясла динамичность представления — вставки разных стилей, переключение с лиричного на научный, смешение низкой и высокой лексики — это делает восприятие объёмным и многогранным. Весело и нескучно.
Но то, что прикольно подростку, непременно вызовет порицание со стороны взрослых. Критики и судьи, не умаляя впрочем достоинств спектакля, говорили о «Мухе» как о скандальной постановке, обращая внимание главным образом на лексику и на какие-то скрытые смыслы.
По-моему, скандал — это наша сегодняшняя жизнь. Спектакль без прикрас показывает её, противопоставляят ей истинные ценности.
Центральный конфликт: легкомысленная красотка Муха, прельстившись богатством паука, закрывает глаза на его старость и безобразие и соглашается стать его женой. Страсть к богатству настолько ослепляет её, что она, теряя всякую бдительность, попадает в сети того, кого природа сделала её злейшим врагом.
Главный смысл оперы — напомнить, что «миром правит любовь». Любовь по расчёту — ложь, ложь ведёт к гибели.
Надо оценить либеральность Волосникова. Его попытка отойти от пуританской морали детских театров, что всё высокое понимается только через высокое, не в ущерб качеству и общему смыслу — это большая заслуга.
Ф.Ф. ВОЛОСНИКОВ: «ПРЕОДОЛЕТЬ ГИПНОЗ ЗРИТЕЛЬСКИХ ГЛАЗ…»
В театре «Синяя птица» всегда творческая атмосфера. Если завтра премьера, она становится взрыво-творческой: всё меньше свободы на сцене, всё разнообразнее карательные методы.
Последний прогон танца из спектакля «12 месяцев». Идут с разных ног.
— Безобразия! Заново!
Кто-то спешно исправляется, кто-то продолжает витать в облаках.
— Профессор, где твоя голова? Мозги включай!
— Сними эту дарацкую шляпу, ты в ней ничего не соображаешь!
Исходное положение, проигрыш музыки. Пошли.
— Мерзавец! — разряжается своим любимым словом режиссёр-постановщик Фёдор Фёдорович.
Людмила Михайлова, балетмейстер, берёт в руку палку:
— Попробуйте теперь у меня ошибиться!
На 4-й раз всё получается. Меры оправданы. Все довольны, никто не обижается. «А с нами по-другому никак», — простодушно соглашается Профессор.
— Репетиция и спектакль — совершенно разные вещи, — говорит Фёдор Фёдорович Волосников, — если на репетиции можно где-то схалявить, забыть слова, то на сцене актёр не имеет на это права, чтобы не опозорить себя и весь коллектив. Сцена — это большая ответственность.
— А если это московская сцена? Что вы ждёте от предстоящей поездки?
— Прежде всего, хотим обменяться опытом. Посмотреть на столичный уровень. Надо развиваться, стремиться к большему.
— Театр — это синяя птица для вас, детей, который в нём занимаются или что-то больше?
— Конечно, название театра символично. Это философское понятие посредством преодоления малых целей, мы двигаемся к глобальной — самодеятельный театр перерастает в профессиональный: с отдельным помещением, с большой сценой, соответствующим оборудованием. Театр растёт с нашими детьми.
Катя Гаращенко в театре с его основания, тогда ей было 7 лет. Сейчас она исполняет роль в «Мухе Це», лауреат вокальных конкурсов. Аня Давыденко и Аня Пакотнова тоже почти с самого начала (играют в Мухе).
Раньше театр был детский, сейчас он называется детский молодёжный — ребята взрослые и уже учатся в вузах.
— Что для вас талант? Везёт ли вам с талантливыми учениками?
— Нет такого человека, который не имел бы талантов. Задача опытного педагога рассмотреть их и дать развитие. Труд учителя сродни труду ювелира, так обработать самородок, чтобы он засверкал. Талантливый ребёнок плюс талантливый педагог получится явление в искусстве.
— Успех для вас — это…
— Признание: аплодисменты, отдача зала.
— Черты характера, как известно, поддаются тренировке не хуже, чем мышцы тела. Если характеры персонажа и актёра, который должен его мораль, абсолютно различны, то, развивая к себе настойчивые черты на репетициях, человек может измениться, заимствовав некоторые качества своего персонажа? И человеку, играющему роль негодяев, может грозить потеря совести в реальности?
— Нет, театр — это театр искусственная жизнь. Снимая костюм, человек сбрасывает с себя образ. Но, играя роли, человек совершенствуется — он раскрепощается, он свободен в движении, ему не страшен гипноз зрительских глаз. Попробуйте, пройдитесь по сцене, когда в зале никого нет, или когда на вас смотрят сотни глаз. Разные ощущения? А если спеть или станцевать? Всякий человек волнуется перед сценой, но боятся сцены — это гибель для актёра. Вот чувствовать себя чуть-чуть экзальтированнее
— это естественно. Адреналин в этом деле хороший помощник. Вот такие люди делают нашу жизнь веселее, а город — лучшим. Пусть же и в Москве они достойно покажут себя, достигнут желанного признания, взорвут зал аплодисментами.
Источник: http://rost.websib.ru/article.php?id=110&y=2004 |